ПИТАНИЕ:





Питание первого года жизни

На первом году жизни возможны 3 варианта вскармливания детей:
  1. естественное;
  2. искусственное;
  3. смешанное.
Вскармливание малыша материнским молоком или молочными смесями обеспечивает правильное развитие ребенка в течение первых 5-6 месяцев. Ребенок старше этого возраста нуждается в дополнительном поступлении ряда веществ: витаминов и микроэлементов. Поэтому с 5-6-месячного возраста вводится прикорм - блюда, приготовленные из овощей, фруктов, круп, мяса, молока и т.д.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ


Естественное вскармливание подразумевает кормление малыша материнским молоком – это наилучший вариант вскармливания.
Здоровье, рост и гармоничное развитие ребенка зависят от характера питания. Особенно отчетливо это проявляется в первые дни жизни, когда происходит адаптация новорожденного к внеутробному существованию.
Женское молоко в процессе эволюции приобрело ряд биологических свойств, которые способствуют нормальному развитию ребенка. Любые искусственные смеси, как бы близко они не подходили по своему химическому составу к женскому молоку, не смогут полностью заменить молоко матери, особенно для детей первых месяцев жизни.
Таким образом, наилучшей пищей детей первого года жизни является материнское молоко.

Преимущества грудного вскармливания для ребенка:


- Грудное молоко обеспечивает ребенку защиту от инфекции.
Давно известно, что уровень заболеваемости детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем детей, вскармливаемых искусственно. Это связано с тем, что женское молоко содержит большое количество иммуноглобулина.
Сразу после рождения, с началом внеутробной жизни ребенок сталкивается с обилием микробной флоры – происходит заселение кожи и слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения вирусами и бактериями, отдельные виды которых могут быть небезопасны для здоровья ребенка. Но благодаря тому, что материнское молоко содержит большое количество различных антител и других защитных факторов ( лимфоциты, микро- и макрофаги, лизоцим, комплимент, лактоферрин, бифидус-фактор и др.) ребенок защищен от инфекции. Наибольшую иммунологическую активность имеют молозиво и переходное молоко, которые ребенок получает первые 3-4 дня после рождения.

- Грудное молоко легко усваивается ребенком
Так как, а) под воздействием желудочного сока женское молоко легко створаживается, образуя мелкие «нежные» хлопья; б) наличие в женском молоке ферментов значительно облегчает процесс переваривания и усвоения молока, происходит как бы его «самопереваривание».

- Благотворно влияет на деятельность центральной нервной системы
Женское молоко содержит наиболее оптимальное количество различных веществ необходимых для гармоничного развития ребенка. Многолетние наблюдения позволяют утверждать, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, отличаются более высокой двигательной и психо-эмоциональной активностью, то есть здоровее и жизнерадостнее.

- Кормление грудью снижает риск кишечных инфекций у ребенка
Стерильность грудного молока и возможность не использовать бутылочки, баночки, соски снижает опасность заноса патогенной флоры в желудочно-кишечный тракт ребенка.

- Кормление грудью дает ребенку возможность почувствовать, что вы его любите
Момент кормления – это момент наибольшей близости между вами и вашим ребенком, в который он понимает, как сильно вы его любите. Вашему малышу нужно знать это, чтобы расти здоровым и счастливым.

Преимущества грудного вскармливания для матери:

- Способствует более быстрому сокращению матки в послеродовом периоде.
- Предохраняет от незапланированной беременности (если интервал между кормлениями не превышает 4-4,5 часов).
- Снижает риск развития опухолевых процессов молочной железы, мастопатии.
- В бытовом плане – освобождает маму от лишних хлопот по приготовлению пищи для малыша, так как грудное молоко всегда готово и доступно в любой момент.

Преимущества грудного вскармливания для семьи:

Вскармливая вашего малыша грудным молоком, вы избавляете семейный бюджет от дополнительных расходов (от 20 до 50 долларов может понадобиться для обеспечения вашего малыша молочными смесями для искусственного вскармливания).

Питание кормящей мамы

Питание кормящей женщины должно быть полноценным и регулярным, богатым белком и витаминами. В рацион должны входить белки как животного так и растительного происхождения (мясные и молочные продукты, бобовые). Некоторое ограничение фруктов и овощей, во избежание проблем у ребенка, ни в коем случае не подразумевает их полного исключения.
Калорийность рациона увеличивают до 3200 ккал, белка не менее 112 г, в том числе не менее 67 г животного происхождения.

  • Пить можно больше, чем раньше, но не целесообразно пить более 2 литров жидкости за сутки. Не нужно пить больше, чем хочется – это не приводит к увеличению лактации.
  • Нельзя курить и употреблять алкогольные напитки.
  • Нежелательно употреблять острые и трудно перевариваемые продукты.
  • Не принимать лекарственные средства без назначения врача.

Режим.

Первые несколько недель после родов зачастую называют четвертым триместром беременности, желая подчеркнуть этим «продлением срока» важность послеродового периода для женщины. Его можно назвать восстановительным периодом. Кормящая мама должна иметь возможность отдыхать в течение дня, пока спит малыш, высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, быть спокойной. Так как количество и качество грудного молока зависит как от питания мамы, так и от ее общего состояния, состояния ее нервной системы.
Обеспечить необходимые условия кормящей маме в этот период – забота ее родных и близких.

Правила естественного вскармливания

  • до 5-6-месячного возраста ребенок не нуждается в каком-либо дополнительном питании, кроме материнского молока;
  • кормление грудным молоком необходимо продолжать до двух лет;
  • впервые ребенок должен быть приложен к груди матери уже в родильном зале, в течение 30 минут после рождения;
  • лучше всего придерживаться свободного режима кормления, по требованию ребенка, то есть кормить малыша не по графику кормлений, а по мере появления у него чувства голода;
  • во время кормления не ограничивать ребенка во времени (для насыщения и удовлетворения сосательного инстинкта малыш должен сосать от 15 до 30 минут);
  • прикорм вводится с 5-6-месячного возраста;
  • отлучение от материнской груди должно быть постепенным (то есть, добавляя в рацион ребенка блюда прикорма, мама сокращает число грудных кормлений).

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ


Искусственным вскармливанием называется такой вид кормления, когда ребенок получает только искусственные молочные смеси и не получает материнского молока.
К кормлению искусственными смесями прибегают, если ребенок по какой-либо причине не может получать материнское молоко. Установлено, что при правильном искусственном вскармливании отличий в росте у детей по сравнению с находящимися на естественном вскармливании не наблюдается.

Все искусственные смеси можно разделить на неадаптированные и адаптированные. К неадаптированным - относятся смеси из нативного коровьего молока и смеси, приготовленные из сухого молока. Эти смеси существенно отличаются по своему качеству от женского молока, что снижает их усвояемость ребенком. В адаптированных смесях белок коровьего молока подвергнут специальной обработке, в них добавляют растительные жиры, витамины, минеральные соли, что приближает их по составу к женскому молоку (хотя выраженные биологические отличия сохраняются). Адаптированные смеси легче усваиваются ребенком, предпочтительнее использовать этот тип молочных смесей.

В свою очередь и адаптированные и неадаптированные смеси могут быть сладкими и кисломолочными. Кисломолочные смеси приготовляются путем бактериальной ферментации, белок молока в них находится в створоженном состоянии, что облегчает усвоение таких смесей организмом ребенка. Но в то же время, имеется ряд биохимических особенностей, из-за которых нежелательно их назначение в больших количествах. Поэтому, если адаптированными сладкими смесями можно кормить детей с первых дней жизни, то кисломолочные смеси рекомендуется давать не ранее, чем с 3-хмесячного возраста и в ограниченном количестве. Готовые адаптированные сладкие молочные смеси в большом ассортименте имеются в торговой сети, кисломолочные смеси готовятся в Детских молочных кухнях.
При искусственном вскармливании у ребенка могут развиваться аллергические реакции на ряд продуктов. Иногда аллергия может быть вызвана отдельными фракциями коровьего молока. В этих случаях возможно использование безмолочных смесей. Эти смеси не содержат молока, хотя по своему виду напоминают его. К этой группе смесей относится соевое молоко, миндальное, дрожжевое молоко.

Правила искусственного вскармливания

  • подбор смеси для вскармливания ребенка необходимо осуществлять под наблюдением врача (контролировать прибавку в весе, стул ребенка);
  • тщательно и точно соблюдать технику приготовления смеси;
  • объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен быть таким же, как и при естественном (рассчитывается врачом-педиатром);
  • при искусственном вскармливании пища дольше задерживается в желудке, поэтому промежутки между кормлениями увеличивают, а число кормлений уменьшают (согласовывать с педиатром);
  • посуду (бутылочки, соски) необходимо тщательно мыть и стерилизовать;
  • смеси давать всегда стерильными и подогретыми до 35-40С;
  • дополнительная пища (прикорм) вводится с 5-6-месячного возраста.

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ


При смешанном вскармливании наряду с женским молоком детям дают молочные смеси, если по возрасту ребенку еще нельзя давать прикорм. Дополнительное питание искусственными молочными смесями называется докормом. К такому типу вскармливания прибегают в случаях, когда у матери недостаточно молока или есть основания сократить число грудных кормлений.
Показанием к смешанному вскармливанию является недостаток молока (гипогалактия) или некоторые заболевания матери, когда нет оснований отнимать ребенка от груди, но желательно уменьшить число грудных кормлений. Смешанное вскармливание подразумевает введение дополнительного питания в виде искусственных молочных смесей (докорм – не путать с прикормом).

Правила смешанного вскармливания

  • для докорма применяют те же молочные смеси, что и при искусственном вскармливании;
  • для сохранения у матери достаточного количества молока рекомендуется давать докорм после каждого кормления грудью, следя за тем, чтобы молочная железа полностью опорожнялась;
  • если количество докорма составляет 1/2 суточного рациона, то прикладывать ребенка к груди нужно не менее 3-4-х раз за сутки, так как иначе снижается лактация у матери, и ребенку угрожает перевод на искусственное вскармливание;
  • лучше давать докорм ребенку из ложки, а не из соски, чтобы он, привыкнув к легкому сосанию, не отказался от груди;
  • дополнительная пища (прикорм) вводится с 5-6-месячного возраста.

ПРИКОРМ


Ребенок старше 5-6 месяцев нуждается в дополнительном введении ряда веществ. К ним относятся минеральные вещества (соли железа, меди, кобальта, кальция, фосфора, магния, марганца и др.) и витамины. Поэтому, естественно, что основными в прикорме являются продукты растительного происхождения – овощи, фрукты, крупы и т.д.

  • С прикормом вводится клетчатка, которая улучшает работу кишечника.
  • Прикорм позволяет в небольшом по объему количестве пищи дать организму много энергии и питательных веществ.
  • Введение прикорма приучает ребенку к получению новых видов пищи и готовит его к отнятию от груди.

Правила введения прикорма

  • прикорм дается перед кормлением грудью в небольших количествах в течение 7-10 дней (с 2-3-х чайных ложек, количество прикорма увеличивается постепенно, доводится до полного объема, то есть полностью заменяет 1 кормление);
  • очередное новое блюдо прикорма дают не ранее, чем через 2 недели после предыдущего (чтобы дать ребенку привыкнуть к предыдущему прикорму), таким образом, на введение и адаптацию к каждому блюду прикорма отводится 2 недели;
  • новое блюдо ребенок должен получать из рук матери, даже если обычно его кормит кто-то другой (бабушка, няня и т.д.). Блюда прикорма должны быть гомогенные по консистенции и не вызывать у ребенка затруднений при глотании;
  • к густой и более плотной пище переходить постепенно;
  • пищу давать с ложечки;
  • обязательно следить за стулом ребенка.

Первый вид прикорма - овощное пюре (капуста, картошка, морковь, кабачки, тыква и т.д.). Вводиться с 5 – 5,6 месяцев. Начинать с однородного пюре, затем постепенно примешивать другие виды овощей. Полезно добавлять в пюре растительное масло.

Второй вид прикорма – каши. Начинают обычно с рисовой и манной круп, с 6-7 месяцев можно вводить гречневую и овсяную крупы (последние отличаются большей ценностью). В каши добавляют растительное или сливочное масло.

Таким образом, 6-7-месячному ребенку два грудных кормления можно уже заменить овощным пюре и кашей.

С 7-месячного возраста можно начинать введение мясного бульона (из нежирных сортов мяса, в небольших количествах – не более 50-70 мл).

С 7,6-8 месяцев вводят мясной фарш (20-30 г), с 10-ти месяце его заменяют фрикадельками, с 12-ти - паровой котлетой.

Хлеб (лучше серый или ржаной, можно в виде сухарика из белого хлеба, печенья) можно вводить в 8 –10 месяцев.

С 8–9 месяцев одно из кормлений можно заменить протертым творогом с молоком или кефиром.

Вместо киселей и компотов лучше давать соки или свежие протертые фрукты.

Отдельные блюда прикорма следует комбинировать для улучшения пищеварения. Нерационально давать два плотных блюда (например, пюре и каша) или два жидких (бульон, кисель) в одно кормление. В первом случае – пища будет долго перевариваться в желудке, во втором – вызовет у ребенка преждевременное чувство голода.
Если ребенок отказывается от какого-то нового блюда – не следует кормить его насильно, лучше попробовать предложить ему это блюдо через несколько дней, еще раз.





Питание от года до двух - "правильные" сладости

Пирожные, печенье и конфеты... Как сделать так, чтобы лакомка наслаждался ими без вреда для своего животика?
Ребенку очень трудно объяснить, что сладости плохо влияют на его зубки и желудок. Научитесь выбирать «правильные» сладости. Если у ребенка аллергия, необходимо четко знать, что можно, а чего нельзя вашему крохе.

Сахар и глютен
Аллергия и нарушение работы желудочно-кишечного тракта у детей – явления частые. Особенно страдают малыши, в рационе которых повышено содержание сахара. Известно, что он является носителем «пустых» калорий и никакой ценности, кроме энергетической, не представляет. Его же избыток повышает риск развития нарушений жирового и углеводного обмена. Одна из известных форм аллергии у ребятишек – на пшеницу, точнее, на глютен, содержащийся в ней.
Глютен – белок клейковины, который присутствует в зернах пшеницы, ржи, овса, ячменя. Он есть во многих кондитерских изделиях, и мы почти ежедневно его употребляем. У детей до 5-6 месяцев, когда ферментные системы еще незрелые, глютен усваивается очень плохо. При такой аллергии врачи прописывают строгую диету, основанную на полном исключении продуктов, в которых есть глютен, и замене их блюдами из риса, кукурузы, гречки, проса. В них нет белка клейковины. Такая непереносимость с возрастом обычно проходит. Малышам с аллергией на глютен можно давать продукты, обозначенные символом «зачеркнутый колосок». Они очень вкусные и полезные. Обязательно следите за тем, чтобы маленький сладкоежка получал именно такие безопасные лакомства. И даже если ребенок не страдает от аллергии, отнеситесь серьезно к выбору продуктов.

Лакомства без риска
Для ребенка старше года подойдут зефир, пастила, вафли с фруктовой начинкой. Они содержат пектин, который улучшает работу желудочно-кишечного тракта. Зефир и пастилу покупайте белого цвета: без ароматизаторов, красителей и шоколадной глазури. Пектин есть в мармеладе, но вот желатин в его составе тяжел для желудка малыша. Его дают детям старше трех лет.
Помните, что ребятишкам подходят далеко не все сорта печенья. Лучше не предлагайте крохе кексы, тарталетки, сдобное печенье и другие кондитерские изделия. В их состав входит маргарин. Выбирайте нежирное и не очень сладкое печенье.
Если соблазн угостить малютку конфеткой очень велик, начните со сладостей на молочной основе, например, с «Коровки», «Ириса». Не давайте пока шоколадных конфет. Особенно они вредны для малыша-аллергика. «Мишку на севере» можеште заменить прессованными мюслями. Это – та же шоколадка, но значительно полезнее. В ее состав входят натуральные продукты – орехи, семена подсолнечника, фрукты и йогурт.

«Чупа-чупс» с условием
Леденцы и жвачка создают во рту сладкую среду, что вызывает быстрое разрушение зубной эмали. Кариес может привести к тому, что молочные зубы у малыша выпадут слишком рано. А в будущем это грозит неправильным ростом постоянных. Если же кроха не может жить без сосательных конфет, покупайте ему леденцы на натуральной основе, без ароматизаторов, красителей и только при одном условии: он должен каждый раз тщательно полоскать ротик водой.



Питание от года до трех

Питание ребенка после года существенно отличается от вскармливания на первом году жизни. После года у детей продолжается рост зубов, развивается способность к пережевыванию пищи, улучшается пищеварение, возрастает емкость желудка. Ребенок уже умеет различать отдельные продукты и блюда, запоминать их вкус и т. д. В питании ребенка необходимо учитывать все эти особенности. Пища малыша с возрастом все больше приближается к пище взрослых, однако, его еще нельзя сажать за общий семейный стол.

В первое полугодие второго года жизни частота кормлений остается такой же, как и в конце первого года, то есть пять раз в сутки. Особенно это важно для ослабленных детей с плохим аппетитом. Многие здоровые дети после года отказываются от последнего (пятого) кормления и сами переходят на четырехразовое питание с четырехчасовым перерывом. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он соблюдался по времени — это полезно для выработки условного пищевого рефлекса и лучшего усвоения съеденного. Пюре, полужидкие блюда постепенно заменяются более плотными. Давать их нужно с ложечки. Пользоваться соской в этом возрасте вредно — может выработаться привычка к приему жидкой пищи.

Главные требования к питанию ребенка после года — разнообразие и сбалансированность по основным элементам питания. Очень полезно комбинировать виды блюд из овощей, плодов, крупяных и мучных изделий с творогом, тертым сыром, молоком, яйцами и мясом. Основу пищевого рациона малыша после года должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Овощи, фрукты, картофель, сахар, хлеб, мясо, молоко ребенок должен получать ежедневно. Сыр, творог, сметану, рыбу, яйца, крупы дают несколько раз в неделю из расчета их недельной нормы.

Суточный объем пищи для детей до полутора лет равен примерно 1200 г, от полутора до двух — 1300 г, на третьем году — около 1500 г, то есть на один прием при пятиразовом кормлении в возрасте до полутора лет — 240—250 г, при четырехразовом кормлении в возрасте от полутора до двух — около 300 г, а на третьем — 350—370 г.

На первом месте в питании ребенка остаются молоко и молочные продукты (300—600 г в сутки с учетом и того количества, которое используется для приготовления различных блюд).

Полезны детям и кисломолочные продукты, особенно кефир, в составе которого легко перевариваемый белок. Содержащиеся в кефире молочная кислота, углекислый газ, витамины и ферменты благоприятно действуют на аппетит, нервную систему. Ребенок должен ежедневно получать около 200 г кефира.

В питании детей этого возраста обязателен творог, который лучше готовить в домашних условиях. Детям после двух с половиной лет можно давать творог, сырки и творожную массу из магазина. Однако более 70—90 г в день ребенку 1—3 лет его давать не надо.

Неострый и нежирный сыр детям на втором году жизни дают в тертом виде, используя его для бутербродов в смеси со сливочным маслом либо добавляя как приправу к блюдам из макаронных изделий, а на третьем году — кусочком на бутерброд. Суточная норма сыра — 3 г. Исходя из недельной нормы (21 г), его включают в меню ребенка два раза в неделю.

Обязательный продукт детского питания — куриные яйца. Их дают сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре. Все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще трех раз в неделю. Сырые яйца детям противопоказаны. Суточная норма — 1/2 яйца.

Ежедневно ребенок должен получать мясо. Для детей раннего возраста используют нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также курятину. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, так как они перевариваются дольше.

Из мяса (суточная норма до трех лет — 85 г) варят бульон, готовят вторые блюда к обеду. Ребенку до двух лет мясные блюда (суфле, фрикадельки, паровые котлеты) делают из фарша. На третьем году можно давать тушеное мясо, нарезанное небольшими кусочками. При тушении оно получается наиболее мягким, сочным, вкусным и, главное, легко переваривается. Очень полезна ребенку печень. Она богата высококачественными и легкоусвояемыми белками, животным крахмалом, веществами, стимулирующими кроветворение и пищеварение, минеральными солями, витаминами. Детям до двух лет лучше давать ее в виде паштета, старшим — тушить. С мясными блюдами хорошо сочетаются острые соусы, подливы.

Колбасные изделия, ветчина любых сортов в меню детей второго года жизни не включаются. На третьем году разрешаются изредка взамен мяса молочные сосиски, сардельки, нежирные сорта вареных колбас («Докторская», «Молочная», «Останкинская», «Прима» и др.), постные сорта вареной ветчины. Однако увлекаться ими не следует. Блюда, приготовленные из мяса в домашних условиях, для детей и полезнее, и вкуснее. Гарниры к мясным блюдам готовятся овощные, так как экстрактивные вещества, содержащиеся в овощах, оказывают сокогонное действие и улучшают пищеварение.

Вместо мяса несколько раз в неделю нужно давать рыбу. Суточная ее норма — 25 г. Для приготовления блюд можно пользоваться недельной нормой (175 г), распределив ее на несколько приемов. Лучше употреблять рыбное филе или рыбу без мелких костей. Можно использовать как речную (озерную) свежую рыбу, так и морскую замороженную (треску, хек, окунь и др.). Детям до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, политой рыбным бульоном и жиром, а также с морковью и луком. После двух лет можно изредка давать в первой половине дня или перед обедом в качестве закуски вымоченную и обработанную сельдь с гарниром.

Растительное масло (суточная норма 6 г) желательно использовать в сыром виде, добавляя овощное пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной (суточная норма 10 г) и сливочным маслом (суточная норма 17 г), в которых содержится и небольшое количество молочного белка. Такое сочетание полезнее, чем чистый молочный жир (топленое масло). Из других животных жиров большей усвояемостью обладает смалец (нутряное свиное сало). Дети в возраст двухтрех лет могут употреблять его в небольшой количестве один-два раза в неделю.

Овощи важны не только как источник углеводов, витаминов, минеральных солей — они делают меню более разнообразным, а содержащиеся в нижпектин и клетчатка помогают продвижению пища по кишечнику и нейтрализуют некоторые яды.

Фрукты, ягоды и большинство овощей повышают обмен веществ и помогают избавиться от излишней жидкости. Продукты, богатые крахмалом (крупы, макаронные изделия, мука, отчасти картофель), наоборот несколько замедляют обмен веществ и задерживают жидкость в организме. Поэтому нельзя сводить овощные пюре только картофельным. Суточная норма картофеля для детей этого возраста 150 г (примерно две картофелины среднего размера), других овощей — 200 г.

Можно готовить или сложные овощные пюре ежедневно, или более простые, но разные по дням недели. В набор овощей включают белокочанную и цветную капусту, морковь, свеклу, репчатый лук. В летнее время добавляют редис, салат, тыкву, кабачки, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу, квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры неравноценны свежим и могут применяться в зимнее время в ограниченном количестве.

Каши — очень сытное блюдо детского питания, богатое крахмалом. Однако кашами не надо злоупотреблять. Некоторые злаки содержат фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи (это ослабляет нормальное формирование скелета). Каши не стоит давать больше одного раза в день. Но вполне достаточно детям до двухлетнего возраста поесть каши один раз за два дня, а на третьем году жизни — один раз в дватри дня.

Блюда из макаронных изделий включаются в рацион ребенка вместо крупяных. Их готовят поразному, соединяют с другими продуктами (сыр, творог, мясо, овощи).

На третьем году жизни детей можно кормить блюдами из муки (блины, блинчики, оладьи).

В любое время года ребенок обязательно должен есть свежие фрукты. Их суточная норма 130 г. Давать фрукты ребенку в чрезмерных количествах нерационально. Желательно, чтобы первое и последнее кормление состояли из овощных и фруктовых пюре, различных каш, творожных или яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком, изредка используя чай с молоком, натуральный кофе.

Обед — наиболее сложное кормление, состоящее из различных блюд. Начинать его лучше с закуски в виде разнообразных овощных салатов. Овощи, особенно сырые, усиливают выделение пищеварительных соков, возбуждая аппетит. Салаты из сырых овощей полезнее, чем из вареных, так как при варке часть содержащихся в них витаминов и минеральных солей разрушается или растворяется в воде.

Для салатов лучше всего использовать сырую тертую морковь, свежие, очищенные от кожуры огурцы, помидоры, белокочанную капусту, зеленый салат, тыкву и т. д. Для салата сырые или вареные овощи натирают на терке, заправляют растительным маслом, сметаной, лимонным соком. В салаты желательно добавлять мелко нарезанную зелень.

Хорошим сокогонным действием обладают и первые блюда (щи, борщ, супы). Бульон, на основе которого варится первое блюдо, может быть мясным, рыбным, овощным.

Первое блюдо для ребенка нужно готовить в плотно закрывающейся крышкой эмалированной посуде. Все блюда приготавливают без обычных для взрослых приправ (лавровый лист, перец, жареный лук, томатный соус, другие специи).

Второе блюдо готовят обычно из мяса или рыбы с овощным гарниром, реже — из творога и яиц.

Обед завершается десертом из фруктового или ягодного сока, протертых фруктов или ягод, компота, иногда — киселя с натуральным фруктовым или ягодным соком. В летнеосенний период детям после двух лет можно предложить кусочек арбуза или дыни.

Хлеба дается 90 г в день. В основном это белый хлеб (60 г), лишь в обед можно съесть кусочек черного (30 г). Нужно избегать сдобных хлебобулочных изделий, пирогов, изделий из песочного теста. Можно давать сухое печенье (10 г в день), изредка — изделия из бисквитного теста.

Суточная норма сахара — 50 г (некоторые ученые считают — даже меньше), кондитерских изделий — 7 г. Дети быстро привыкают к сладостям, тянутся к ним, хотя они приносят больше вреда, чем пользы. Как десерт, средство поощрения или подарок можно давать в небольшом количестве пастилу, зефир, мармелад, повидло, леденцы. Совершенно недопустимы до трехлетнего возраста шоколад, шоколадные конфеты и другие изделия с шоколадом. Они излишне возбуждают нервную систему ребенка, часто становятся причиной аллергии, замедляют перистальтику кишечника. Все кондитерские изделия нужно давать только после приема пищи. Избыток сладостей нередко ведет к развитию сахарного диабета. Кроме того, сладости, съеденные между приемами пищи, уменьшают аппетит, и дети не съедают положенного им количества белковых, жировых продуктов.

Детей надо приучать к простой, здоровой пище, без избытка пряностей.



РАЗВИТИЕ:





Сон ребенка

Сон, засыпание, ритуалы укладывания у каждого ребенка индивидуальные. Все зависит от возраста, от личности, характера и темперамента ребенка, от ситуации в семье, от здоровья ребенка и от стиля воспитания родителей.
Многим детям до 3 лет требуется много телесного контакта, они успокаиваются только тогда, когда чувствуют тепло маминого тела, дыхание. Поэтому таких детишек нужно приучать спать не раньше 3 лет, то есть с возраста, когда у ребенка формируется самостоятельность.
Стиль воспитания в семье также влияет на ритуалы засыпания. Например, когда мама настаивает на том, что ребенок должен спать один, а бабушка нет, качает, долго укладывает ребенка, кладет с собой, то ребенок долго будет проситься спать с мамой и отказываться от своей кроватки.
Если вы все-таки уверены, что пришла пора и ваш ребенок может засыпать быстро, спать один и спать долго, необходимо выполнить несколько основных вещей:

1. Перед сном не играть в активные игры.
2. Ребенок должен знать, что вы настроены решительно и если сказали, что он будет спать один, то обязательно выполнять это обещание.
3. Перед сном строго выполнять одни и те же действия (так называемый ритуал перед сном) – например, идем умываться, одеваем пижамку, прощаемся с игрушками, кладем рядом любимую игрушку, читаем одну маленькую сказку, поворачиваемся на бочок, закрываем глазки.
4. Ложиться спать в одно и тоже время.
5. Положительное отношение к кроватке как месту для сна имеет большое значение для малыша, особенно если вы вместе купили постельное белье с детским рисунком, вместе застелили.
6. Посидеть немного рядом, погладить, подержать за ручку.

Первое время будет тяжело, но если вы будете все действия согласовывать и четко выполнять, то через какое-то время (2-3 недели обычно) ребенок начинает спать один.
Еще одно условие – все в семье настроены так же, как и вы, все соблюдают правила сна и строгий режим. В доме – спокойная доброжелательная атмосфера.

Что делать, если ребенку снятся страшные сны?
Причин такого поведения ребенка может быть несколько. Это и ситуация в семье (размолвки, развод, напряженные отношения между супругами, болезнь или смерть родственников), и особенности характера, личности ребенка, стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств. Ребенок также мог испытать сильный стресс, мог чего-то сильно испугаться, при чем вы этого могли и не заметить. Прерывистый сон, беспокойный может быть так же следствием невроза.
Оцените обстановку в семье – может, что-то происходит, что приносит ребенку переживания, что его психика не может переработать и защититься. Выясните, что же конкретно снится ребенку и персонаж или ситуация могут подсказать вам, что переживает ребенок днем.
Прежде чем бить тревогу, попробуйте успокоиться сами, ведь чем беспокойнее ведет себя ребенок во сне, тем беспокойнее становится мама от того, что происходит с ее чадом. Как только ребенок проснется ночью, спокойно подойдите к нему, погладьте по головке, пошепчите приветливые слова, возьмите на руки и покачайте. Для мальчиков важна защита отца, поэтому поговорите с папой, чтобы он уделил ребенку больше внимания. Дайте ребенку возможность больше играть днем, так как недостаточная игровая активность может быть одной из причин беспокойства.

Как приучить спать большого ребенка одного.
Существует и такая проблема: многие родители жалуются, что ребенку скоро в школу, а он все к родителям в спальню бегает. Обычно это уже проблема в характере самих же родителей. Ребенок пользуется вашей мягкостью и отсутствием настойчивости, особенно когда выраженных страхов и беспокойств у ребенка не наблюдается.
Поэтому чтобы приучить ребенка засыпать самостоятельно, да еще и в своей комнате, вам нужно:

  1. Проявить настойчивость и сообщить, что «девочка (мальчик) ты у нас уже довольно большая(ой) и нужно уже вести себя, как взрослому, поэтому начнем мы с того, что спать ты будешь сам(а) и только в своей комнате».
  2. Делать это, конечно же, нужно постепенно, но настойчиво, дать понять, что вы настроены твердо. Пообещайте, что иногда, допустим, по субботам, ребенок будет засыпать с вами. Так как, может, ребенку не хватает в течение дня телесного контакта с родителями и общения, вот он и пытается таким образом компенсировать недостаток.
  3. В других сферах деятельности ребенка нужно также поощрять самостоятельность и проявление взрослости, активность. Обязательно хвалить за это.

Подумайте и вы о том, не приуменьшаете ли вы возраст ребенка, не считаете ли его меньше того возраста, который есть в данный момент. Ведь нередко дети чувствуют себя в соответствии с тем возрастом, на который делают акцент родители.
Оставляйте ночник, давайте с собой игрушку. Если ночью чадо пришло к вам, отведите в кроватку, посидите немного, но с собой не стоит оставлять.
Если вы все будете делать постепенно, правильно и проявите настойчивость, то довольно скоро сон в своей кровати наладится.







Учим ходить

Каждый ребенок начинает ходить в свой срок. Это зависит от генетических факторов, здоровья, темперамента крохи (скорее всего, флегматик пойдет последним) и еще от чего-то, чего никто не знает. Обычно, к первому дню рождения малыш уже активно осваивает окружающее пространство доступным ему способом – через ползание или ходьбу.

Научить ходить или как-то форсировать события вряд ли получиться. Есть примеры семей, которые месяцами научившегося крепко стоять на ножках малыша пытались заставить сделать первый шаг – приманивали игрушкой, любимым пюре. Кроха продолжал стоять и добывал желаемое, ловко подползая к родителям. И пошел только через несколько дней после того как ему исполнился год. Ее брат пошел в 10 месяцев.

Можно стимулировать малыша игрушками, предлагать игрушки-каталки, коляски с куклами, машинки на веревочках, но точно сказать, что это помогает научиться ходить - нельзя.

Сейчас в магазинах можно увидеть разные полезные приспособления для учащихся ходить детей: ходунки и вожжи разных конструкций. Нужны ли они? Эти приспособления снабжены развивающей панелью с музыкой и прочими интересными вещицами, поэтому они могут занимать внимание крохи достаточно долго. Посаженный в ходунки ребенок может, ловко отталкиваясь ножками перемещаться по квартире. Но это не значит, что он пойдет раньше. Мышцы, задействованные при катании в ходунках не те, которые работают при ходьбе. Основная нагрузка в ходунках приходится на таз и позвоночник. Ребенок уже должен уметь вставать в кроватке, сидеть. Важно, чтобы в ходунках он опирался на полную стопу, а не на носок. И не оставляйте «ходока» более чем на полчаса, потому что это довольно большая нагрузка на позвоночник. Плюс ходунков в том, что они дают ребенку возможность исследовать окружающее пространство не на руках у мамы, а более-менее самостоятельно. Поэтому – уберите с пути следования ребенка все опасные или ценные предметы. Ходунки, несомненно, полезны для эмоционального и интеллектуального развития малыша (за счет свободы исследования мира и игровых панелей). Но есть у них и минусы. Детки из ходунков в среднем начинают позже ползать, стоять и ходить. Привыкшие к тому, что вокруг них есть опора, «ходоки» при ходьбе наклоняются вперед и хуже координируют свои движения. А умение правильно падать - важный навык для маленького ребенка. Формированию этого навыка и хорошей координации движений также мешают и вожжи. Если высота ходунков не отрегулирована, малыш привыкает ставить ногу не на стопу, а на носок. С точки зрения двигательного развития ребенка ходунки вещь лишняя, они, как и манеж, ограничивают свободу движений.

Очевидна польза ходунков для родителей – мама получает возможность заниматься своими делами, зная, что малыш в безопасности и не скучает. Нужны ли ходунки именно вам и вашему ребенку – решать вам. И что бы Вы ни решили, с ходунками или без, придет время - малыш встанет на ножки и пойдет сам, радуя вас.

ЗДОРОВЬЕ:





Аллергия у детей

Аллергия. Ее проявления могут быть для человека не менее неприятными, чем проявления других болезней, а порой аллергия протекает в такой тяжелой форме, что в конечном итоге приводит к летальному исходу. Что же такое аллергия

Аллергия - это повышенная чувствительность организма к различным веществам - аллергенам, проявляющаяся симптомами аллергического заболевания. К многочисленным аллергенам относятся: бытовые (домашняя пыль, дафнии), эпидермальные (перхоть и шерсть животных, перья, чешуя рыб), аллергены яда насекомых, пищевые, лекарственные, инфекционные, промышленные, пыльцевые.
В патологический процесс могут вовлекаться практически все системы организма. До 25% населения индустриальных районов страдает каким-либо аллергическим заболеванием. Число случаев аллергии и степени тяжести ее проявления неуклонно растет во всем мире.

ВИДЫ АЛЛЕРГИИ:
Респираторная аллергия, как правило, вызвана очень мелкими аллергенами, присутствующими в воздухе - аэроаллергенами (пыльца растений, частицы шерсти и перхоти животных, споры плесневых грибов, фрагменты клещей домашней пыли и тараканов).
Аллергические дерматозы - аллергические заболевания кожи.
Анафилактический шок - самый неблагоприятный вариант развития аллергической реакции. Одной из наиболее частых причин анафилактического шока является аллергия на насекомых; анафилактический шок развивается после укусов перепончатокрылых насекомых - ос, пчел и шершней. Другой частой причиной анафилактического шока является лекарственная аллергия - на антибиотики, анальгетики и многие другие препараты.
Бронхиальная астма. Название болезни происходит от греческого слова - asthma (тяжелое дыхание). Астма это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое вызывает повторяющиеся приступы кашля, хрипов, возникает чувство сдавливания в груди, дыхание затруднено. Основным проявлением заболевания являются удушье, кашель и хрипы. Оно характеризуется повышенной чувствительностью бронхов к различным аллергенам и неспецифическим раздражителям.

ОСНОВНЫЕ КОМНАТНЫЕ АЛЛЕРГЕНЫ:
- домашняя пыль
-грибки
-перья птиц
-шерсть
-косметика
-перхоть или домашние животные
-табачный дым
-аэрозоли
-свежая краска
У детей преобладает аллергия, при которой ведущую роль играет наследственная предрасположенность, поэтому родители, имеющие какую-либо аллергическую патологию, должны позаботиться о своевременной профилактике аллергии у ребенка.
Самые распространенные аллергены это:
-домашняя и книжная пыль,
-плесень,
-пыльца растений,
-шерсть животных (кошек, собак и др.),
-перья птиц, включая перо подушки,
-некоторые пищевые продукты: шоколад, цитрусовые, орехи, рыба, мед, молоко и некоторые другие.

Из причинно значимых аллергенов первое место принадлежит домашней пыли, включающей высокоаллергенного клеща из рода Dermatophagoides (около 50 %), второе — пыльце растений (около 30 % случаев). У 35 % больных заболевание вызывают домашняя пыль и пыльца, в 20—40% случаев атопической форме бронхиальной астмы сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни. За последние годы увеличилось количество случаев аллергии к эпидермальным аллергенам.

Домашняя пыль – это сложный комплекс аллергенов. В ее состав входят чешуйки кожи, волосы, бактерии, плесень, ворсинки с меховых и шерстяных вещей, различные химические вещества. Наиболее аллергенным компонентом домашней пыли являются клещи – крошечные паукообразные, невидимые невооруженным глазом. Они питаются, в основном, чешуйками слущенного рогового слоя кожи человека, поэтому наибольшее количество клещей там, где человек спит (в подушках, матрацах, одеялах, постельном белье). Также они обнаруживаются на волокнах тканей, тканевой обивке мебели, диванах, коврах, мягких игрушках, на подстилках для домашних животных и на остатках корма. Наиболее благоприятные условия для клещей: температура в помещении 20 - З0оС, влажность 60 - 80% и темные места. Они-то и  являются причиной так называемой «аллергии на домашнюю пыль», которая проявляется симптомами астмы, ринита, а также экземы. Борьба с клещами домашней пыли включает в себя следующие мероприятия:

1. Необходимо проводить ежедневную влажную уборку и один раз в неделю пылесосить квартиру (лучше использовать для этой цели водяные пылесосы, оборудованные специальными фильтрами).
2. Использование специальных воздухоочистителей.
3. Помещение надо регулярно проветривать.
4. Спальня должна отвечать гипоаллергенным требованиям. В комнате должен быть минимум мебели, хранить что-либо под кроватью запрещено,  ковровые покрытия следует убрать, так как они очень хорошо набирают пыль.

Перьевые, поролоновые и пуховые подушки лучше заменить на синтетические (например, из холлофайбера). Наполнители для постельных принадлежностей должны быть выполнены из легко стирающейся синтетики и стираться при температуре 60С (подойдет все тот же холлофайбер); простыни и наволочки − из хлопка. Постельное белье надо регулярно менять.

Плесень – это невидимые невооруженным глазом грибки, состоящие из гроздьев нитевидных микроскопических структур. В окружающей среде плесень встречается в сырых затененных местах, на гниющих листьях и другой растительности. В домах плесень присутствует в местах с высокой влажностью (подвалы, ванные комнаты). Старые матрацы, подушки и другие постельные принадлежности, которые давно не проветривались, тоже содержат плесень. Необходимо внимательно следить за появлением плесени и своевременно ее уничтожать.

Перо. Аллергены перьев любых птиц могут вызвать приступ астмы, поэтому нужно избавляться от перьевых подушек, перин, пуховых одеял, заменив синтетическими, или использовать специальные антиаллергические покрытия для подушек, матрацев и одеял.

Пыльца. Окна и двери помещений, в котором находится ребенок-аллергик, в период цветения следует держать по возможности закрытыми. Гулять в период обострения аллергии рекомендуется на открытых площадках, вдали от насаждений. В жилых помещениях могут использоваться очистители воздуха. Снижению содержания пыльцы в воздухе способствует ежедневная влажная уборка.

Паразиты. Глистные инвазии тоже вызывают аллергическую реакцию организма, они являются одной из основных причин появления аллергии, на которую в данный момент почему-то не обращают внимания. Если паразитов своевременно вывести, то аллергия исчезает, но при длительной сенсибилизации запускаются необратимые механизмы, которые очень трудно ликвидировать.

Пищевая аллергия. Обязательно соблюдайте рекомендации детского возрастного стола. Многие родители его нарушают, дают ребенку вредные не только для детей, но и для взрослых чипсы, кока-колу, а это значительно усугубляет аллергическую реакцию. Если ваш малыш аллергик, из питания должны быть исключены продукты, к которым у него повышена чувствительность. Самые распространенные из них: шоколад, закусочные консервы, цельное коровье молоко, клубника, копчености, специи и красные продукты, например, красная рыба, помидоры.

Недостаток воды. Ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Если он пьет мало, то нехватка воды усугубляет накопление токсинов, нарушает процесс их выведения из организма.

Стресс. Необходимо организовать рациональный режим сна и отдыха. Когда дети не ложатся вовремя спать, усталость накапливается, нервная система угнетается, повышается раздражительность, что способствует обострению аллергии.

Табачный дым. Нельзя курить в присутствии малыша.

Лекарства. У ребенка с повышенной чувствительностью может развиться аллергическая реакция на различные лекарства, особенно антибиотики, сульфаниламиды, витамины, аспирин. Аллергическая реакция на лекарственные препараты должна быть зарегистрирована в амбулаторной карте для исключения повторного назначения этих лекарств.

Аллергическими реакциями и заболеваниями страдает 25-30% детей. В структуре аллергической заболеваемости преобладающей является респираторная и кожная аллергия, значителен удельный вес клинических форм аллергии с тяжелым течением. Так что лучше принять меры заранее.

Hosted by uCoz