ПИТАНИЕ:





Недостаток железа в питании

В возрасте 9-12 месяцев проводится обследование ребенка на предмет содержания в его организме железа, берется анализ крови на уровень гемоглобина. Как раз в этом возрасте ребенок растрачивает запасы этого минерала, полученные еще в утробе матери. При недостатке железа в рационе красные кровяные тельца развиваются маленькими и бледными, неспособными доставлять необходимое количество кислорода к важным органам и мышцам. Такая ситуация существенно влияет на развитие малыша. Типичные симптомы недостатка железа: бледная кожа, раздражительность, плохой аппетит, медленный рост, слабость и вялость.

Как сбалансировать питание ребенка, чтобы в нем хватало железа.
1. Кормите грудью, как можно дольше. Грудное молоко, нежели другая пища, содержит наибольшее количество легко усваиваемого железа. При кормлении смесью используйте обогащенную железом формулу.
2. Не увлекайтесь коровьим молоком. Не вводите коровье молоко в рацион ребенка, пока он не достигнет 1 года. Железа в этом продукте содержится мало. Не давайте ребенку более 680 гр. в день, так как избыток молока, а также аллергическая реакция на него могут вызывать раздражение слизистой кишечника с небольшим кровотечением, что приводит к потере организмом железа.
3. По мере взросления ребенка следите, чтобы в его диете присутствовали: пюре из мяса, яиц, печени, бобовых, особенно из чечевицы. Ребенку в возрасте 1 года необходимо 7 мг. железа в день.
4. Давайте пищу богатую витамином С (черная смородина, свежевыжатый апельсиновый сок) одновременно с пищей богатой железом, так как витамин способствует усвоению этого минерала.
5. Разнообразие залог успеха. Вместе с железом должны присутствовать и другие витамины и минералы, так как недостаток одного элемента нарушает всю цепочку, а присутствие их вместе и в должном количестве создает прочный фундамент здоровья ребенка.

Как добиться разнообразия. Когда вы делаете ребенку пюре, добавляйте туда как можно больше проверенных компонентов (новые нужно вводить отдельно, чтобы отслеживать реакцию организма). К мясному пюре, например, можно добавить много овощей: и морковку, и свеклу, и помидор. Когда вы делаете овощное пюре, смешивайте овощи разной окраски, так как это свидетельствует о содержании в овощах разных элементов (в морковке больше одних веществ, а в свекле других). Такой же принцип применяйте и к приготовлению фруктовых соков и пюре.

В случае, если вы все-таки не докормили ребенка железом, не отчаивайтесь, а примите своевременные меры: несколько измените рацион и обратитесь к врачу. Он должен посоветовать какую железосодержащую добавку и сколько принимать.





Питание до года

Пожалуй, на протяжении первого года жизни малыша ни с чем не связано столько волнений и вопросов, как с темой еды. Когда кормить, сколько кормить, не голоден ли он... Через некоторое время внимание родителей к этой проблеме несколько ослабевает, но этот вопрос еще долго будет волновать их, иногда превращаясь в предмет жарких семейных дискуссий.
Столь пристальное внимание к еде вполне оправданно, поскольку пища - основа развития и выживания. Так же естественно, что вопросом о том, достаточно ли малыш ест, озабочены мамы, кормящие грудью: в этот период им сложно контролировать, сколько съел ребенок. Когда же ему исполняется 3-4 года, бдительность взрослых в вопросах еды в большей степени объясняется психологическими причинами, чем жизненной потребностью самого ребенка.

Три важных вопроса

Сколько он должен есть? Вполне очевидно, что новорожденный прекрасно знает, когда ему нужно подкрепиться. Чтобы сообщить об этом взрослым, он выбирает самый простой способ: меняет стиль поведения. И хотя все это кажется вполне понятным, в том, что малыш наелся, мамы часто сомневаются: "Может быть, он уснул, потому что устал сосать?" Волнения не заканчиваются и когда ребенок подрастает - вы начинаете уговаривать его съесть "еще ложечку", даже осознавая ненужность этого шага.
Отношение к еде определяется не только культурой, но и опытом человечества. Наши бабушки, пережившие войну, хорошо помнят чувство голода, которое преследовало их все детство. Именно поэтому взаимосвязь "толстый ребенок - здоровый ребенок" прочно сидит в подсознании почти каждой матери, которая во что бы то ни стало стремится до отвала накормить свое чадо, как будто в этом и состоит ее главное материнское предназначение.
Начав ходить (между годом и полутора), малыш отказывается от застолий в пользу более интересных занятий, и встревоженные родители считают, что он постоянно ходит голодным. А все дело в том, что в этом возрасте рост ребенка приостанавливается, поэтому и потребности в калориях становятся менее ощутимыми. Малыш ест меньше, но в достаточных количествах и исправно прибавляет в росте и весе. Между тем окружение разрешает ребенку налегать на сладости, чтобы компенсировать отказ от "нормальных" продуктов. Ничего удивительного, что тот отодвигает тарелку с супом, съев накануне обеда банан и три печенья. Чтобы избавить себя от ненужных волнений, родителям нужен минимум терпения за столом и чуть больше твердости в промежутках между завтраком, обедом и ужином.

Когда он должен есть? Если вы хотите приспособить часы кормления новорожденного к жизни семьи, вы вполне можете этого достичь, потому что к регулярному питанию организм привыкает довольно быстро. Любопытно, что этот процесс начинается еще в животе у мамы. Обычно малыш быстро привыкает к жизни матери, и, если она ритмична и упорядочена, после рождения ему будет легче приспособиться к устройству жизни семьи. Если же, напротив, вы живете несколько хаотично, то и ребенок будет стремиться жить исключительно по своим внутренним законам, к которым вам придется приспосабливаться.
Одной из проблем, с которой сталкиваются взрослые, когда предлагают повзрослевшему ребенку определенный режим питания, становятся "легкие закуски" между основной едой. При этом родители совершенно забывают о том, что ребенок может просто захотеть есть раньше положенного времени. Почему? Он набегался, или неплотно поел утром, или завтрак оказался не таким питательным, а может быть, его друг жует мороженое и ему тоже очень хочется... Ни для вас, ни для малыша не будет ничего ужасного, если по дороге с прогулки он побалуется чем-то "неположенным", а на обед съест только одно блюдо. Кстати, многие мамы, которые могут позволить себе сидеть с ребенком, чаще всего руководствуются желаниями малыша, кормят его тогда, когда он просит, и это не влечет никаких отрицательных последствий для его здоровья.

Что должен есть малыш? Конечно, его пища должна включать полноценные и полезные продукты. Но, как уже говорилось, ребенок от рождения знает, что вкусно, а что невкусно (попробуйте вместо молока напоить его чем-нибудь кислым!), и уже с самых ранних пор отличает то, что ему нужно, от того, в чем он не нуждается.

Что такое вкус?

Запах, вид, консистенция, объем и температура продукта - все эти элементы отвечают за вкусовое восприятие пищи. Так, например, апельсин - это не только кисло-сладкий вкус на языке, но и свежий запах цитрусовых, мягкие дольки и аппетитная "солнечная" расцветка спелого фрукта.
Вкусовое восприятие у малыша формируется задолго до рождения. Примерно с пятого месяца беременности он чувствует запахи, которые попадают в околоплодные воды, и уже в этом возрасте получает полный чувственный набор - рецепторы, покрывающие внутреннюю поверхность рта и носа и напрямую связанные с мозгом, где происходит деление вкусов на сладкие, соленые, кислые и горькие.
По мере взросления ребенка его вкус развивается и утончается. Кстати, на разных этапах развития ему будет казаться вкусным только то, что нужно организму в это время. Если вы позволите малышу самому формировать меню, то увидите, что какое-то время (одну-две недели) он будет питаться кисломолочными продуктами, потом перейдет на мясо, через некоторое время откажется от него и "наляжет" на фрукты и овощи. При этом какие-то продукты будут держать пальму первенства на протяжении многих лет, но это не значит, что в один прекрасный день ребенок не отодвинет от себя тарелку с любимым гороховым супом со словами, что никогда больше не будет его есть. Такая цикличная привязанность к продуктам вполне естественна, она соответствует нормальному развитию малыша, которое тоже проходит циклами. Именно во время какого-то одного этапа ребенок замыкается в своих вкусовых пристрастиях, зато во время следующего включатся другие, дремавшие до этого системы организма, и вкусы малыша резко поменяются.

Что в этом процессе зависит от вас? Конечно, воспитание вкуса. Сначала ребенок делит продукты на две большие категории: то, что вкусно (сладкое), и то, что невкусно (кислое, острое и все, что раздражает вкусовые рецепторы). Со временем у малыша появляется более подробная и приемлемая для него картина питания, и он продолжает "оттачивать" вкус в соответствии с пищевыми и кулинарными привычками своей семьи. Кстати, именно поэтому ребенок стремится попробовать пищу не только из своей, но и соседской тарелки...
На этом этапе ваша задача - познакомить малыша с тем, что может встретиться ему во взрослом мире. Предлагайте ему на пробу все, что хотите: традиционные блюда, экзотические фрукты, любые продукты в любых сочетаниях и в любом виде - сырые, вареные, жареные... Обычно первые вкусовые пристрастия у детей формируются к 3-4 годам, вслед за этим наступает консервативный период: ребенок выбирает из того, что успел попробовать, и довольно долго сохраняет верность этим блюдам. Поэтому чем с большим количеством блюд он познакомится, тем шире будет его выбор, когда он захочет определиться. Кстати, после того как начнется консервативный период, все ваши убеждения, что ничего вкуснее он еще не ел, не заставят его попробовать что-то незнакомое. Однако, если малыш будет готовить вместе с вами, он, скорее всего, захочет продегустировать то, что получилось. В любом случае к семи годам большинство детей уже без опаски относятся к незнакомым блюдам.

Вредные вкусности
Считается, что острое, соленое, жареное и сладкое вредно для здоровья. При этом многие родители убеждены, что, если малышу дать волю, он будет питаться конфетами с утра до вечера. И тот факт, что сами взрослые, имея такую возможность, этого не делают, приписывают разумности взрослого, а не потребностям организма. Попробуйте посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Во-первых, все то, что получают в неограниченных количествах, быстро приедается. Во-вторых, в семьях, где из сладкого не делают проблемы и ставят конфеты на стол, дети относятся к ним спокойно и не предпочитают мясу, фруктам, йогуртам и другим полезным вещам. И в-третьих, не забывайте, что сладкое доставляет человеку удовольствие. Сладкоежками чаще всего становятся дети, которые поняли, что шоколадка - возможность подарить себе радость. Так что, если ваш ребенок чересчур увлекается сладким, на это у него может быть две причины: либо вы провоцируете его запретами, либо малышу тревожно, тоскливо и он пытается успокоиться с помощью приятных сладостей (в некотором смысле конфеты являются детским аналогом сигарет). В этом случае запрещать их довольно бессмысленно.
Лучше предложить малышу другие незатейливые, но приятные душе и телу занятия.

Нужно ли предоставлять ребенку свободу в выборе пищи? Старайтесь это делать, поскольку еда - это не просто удовлетворение потребности организма в питательных веществах, но и взаимодействие человека с окружающей действительностью. Именно во время еды новорожденный малыш впервые встречается с внешним миром, который олицетворяет для него мама... Помните, что еда - это первое самостоятельное дело в жизни человека, а что есть и от чего отказаться - первый выбор, который он делает.



Соки: польза или вред?

Стакан вкусного и сладкого сока обычно идет на пользу вашему малышу, однако в некоторых случаях может и навредить.

Еще недавно все было достаточно понятно. Из фильмов мы знали, что американцы — и дети, и взрослые - пьют по утрам апельсиновый сок, и не каплями, а стаканами. Но никто тогда на самом деле не думал, что когда-нибудь мы последуем их примеру. Сегодня наши дети (да и взрослые) пьют соки очень и очень активно. В некоторых семьях ребенку позволяют выпивать литровую упаковку в день. Казалось бы, прекрасно.

Однако за последнее время такая, казалось бы, безупречная ранее репутация соков несколько пошатнулась. У них обнаружились не только плюсы, на и довольно существенные минусы. Причем многие родители, да и некоторые врачи, ничего об этом не слышали. Именно поэтому нынешние бабушки, в свое время твердо выучившие урок по введению соков в питание грудничков («сок дают с по-лутора-двух месяцев, начиная с трех капель...»), и сегодня настаивают на неукоснительном выполнении этого правила молодыми мамами, которых когда-то так и растили.

Между тем сейчас в мире существуют целые родительские движения в защиту младенцев от раннего введения прикорма, в том числе и соков. У нас такие активисты тоже есть. Как правило, речь идет о том, чтобы до полугода ребенок не получал ничего, кроме материнского молока. Врачи в растерянности: сведения поступают самые противоречивые. И даже фирмы-производители овощных и фруктовых соков и пюре для младенцев пишут обычно на этикетках «с четырех месяцев».

На самом деле, конечно, бывают малыши, которым можно давать сок с двух месяцев без всяких неприятных последствий: они его хорошо усваивают и их пищеварение не страдает. Но таких детишек, к сожалению, все меньше. Зато все больше младенцев реагирует на раннее введение соков сильнейшими аллергическими реакциями, расстройствами пищеварения, коликами или просто повышенным беспокойством. И тому есть причины.

Первая: современные дети объективно стали слабее. Совершенно здоровых и зрелых младенцев рождается все меньше. Пищеварительной системе нужно дополнительное время, чтобы «дозреть» до сока.

Вторая причина — изменения в окружающей среде, ухудшение качества продуктов, в частности овощей и фруктов, из которых нынешние мамочки готовят соки. Если морковка с рынка содержит повышенные дозы нитратов, то даже здоровый младенец наверняка отреагирует на нее болезненно.

Как соки перевариваются
Вы, наверное, не раз слышали, что многие системы питания рекомендуют есть фрукты и пить соки либо перед едой, либо отдельно от нее. Связано это с механизмом переваривания, который у фруктов и соков иной, чем у прочей пищи. Они практически не задерживаются в желудке, быстро проходят в двенадцатиперстную кишку и там перевариваются в основном за счет ферментов поджелудочной железы.
Для взрослых и старших детей это означает, что фрукты и соки в самом деле не следует смешивать с другой едой, поскольку долго киснуть вместе с этой едой в желудке для них бесполезно и вредно. Что же касается младенцев, то для них такая нагрузка на поджелудочную железу может оказаться преждевременной и чрезмерной. Даже любимые врачами яблочный и морковный соки содержат большое количество природных Сахаров, которые перенапрягают незрелые механизмы пищеварения. Известный детский доктор Ада Михайловна Тимофеева советует вообще не использовать в детском питании неразведенных соков. «Идет ли речь о младенцах или о старших детях, сок пополам с водой усваивается лучше и приносит больше пользы», — считает она. Разница принципиальная: неразве-денные соки угнетают деятельность поджелудочной железы, а разведенные — стимулируют. Угнетение же поджелудочной железы ведет к угнетению ферментативной деятельности желудка. То есть страдает пищеварение в целом, хуже переваривается вся остальная пища. Так что же, может, лучше вообще обойтись без соков? Нет, не получится, они детям нужны — ведь это важные поставщики витаминов и железа.

К покупным овощам и фруктам нужно вообще подходить с осторожностью. В идеале детям до года следует давать соки и пюре из фруктов и ягод со своего участка, а также из лесных даров, не отравленных пестицидами. Если такой возможности нет, лучше покупать готовые консервированные соки и пюре от надежного производителя детского питания. Такие фирмы, как правило, имеют своих постоянных поставщиков и гарантируют строгий контроль за качеством' сырья, поэтому их продукция безопаснее. Что касается ассортимента, то врачи наперебой советуют не увлекаться экзотикой, а ограничиться овощами и фруктами, обычными для вашей местности. Они реже вызывают аллергические реакции.

От соков толстеют?
Похоже, что так. Во всяком случае, дети, которые регулярно пьют фруктовые соки в количестве более двух стаканов в день, в среднем, по статистике, чаще имеют лишний вес.
Точнее, исследователи выделяют две группы любителей соков: дети, пьющие их просто в дополнение к обычному питанию, и малыши, которым соки отчасти заменяют нормальную еду. Первые чаще всего имеют избыточный вес, вторые в среднем ниже ростом по сравнению с нормой. И в этом нет ничего удивительного, ведь соки содержат много природных, легкоусвояемых Сахаров, и потолстеть от них можно еще быстрее, чем от булочек. При этом булочки все же дают какой-то строительный материал для роста, в то время как соки такого материала не дают. И дети, которым они заменяют еду, просто не получают необходимого.

Если малыш заболел
Вот это уже совершенно отдельная тема. Если здоровый ребенок, получающий достаточно свежих овощей и фруктов, может вполне обойтись без сока, то для больного это зачастую единственный полезный продукт, который он в состоянии проглотить.
Занятые родители, как правило, предпочитают не возиться с соковыжималками, а просто давать детям яблоки, морковки и кочерыжки. Но когда ребенок болен, такой вариант уже не проходит. Если у вашего малыша сильный жар, у него болит голова или просто нет аппетита, едва ли он будет с воодушевлением грызть морковку. А вот несколько ложечек разведенного водой сока — именно то, что ему нужно. При этом стоит прислушаться к его собственным пожеланиям: в одних случаях ребенок может охотно пить кислые соки — лимонный, клюквенный или грейп-фрутовый, в других — будет отказываться от кислых, предпочитая сладкие или, наоборот, немного солоноватые.
Малыш, у которого жар, скорее всего, выберет холодное питье — разведенный сок или морс. Ребенку, которого знобит, лучше подойдет горячий чай с лимонным соком и медом или суп (можно дать только жидкую часть).
Некоторые дети при простуде охотно пьют куриный бульон. В таком случае в него можно добавить немного овощного сока: капустного, морковного или томатного, не говоря уже о соке сельдерея.

Возвращаясь к здоровым малышам, напомним, что соки не должны быть ни единственным, ни основным источником растительных продуктов в питании ребенка. То есть как минимум половина овощей и фруктов в его рационе должна непременно присутствовать в виде салатов, супов, компотов или просто так, как создала их природа. Здоровым зубам нужны нагрузки, пищеварительной системе необходима клетчатка, поэтому пусть грызут и жуют морковку и яблоки, добывают свои витамины и минералы честным трудом.

Кому какой сок
Среди сегодняшнего изобилия так трудно выбрать то, что нужно именно вашему ребенку. Предлагаем вам краткий путеводитель по миру соков.
• Итак, юным спортсменам и просто физически очень активным детишкам необходимо повы
шенное количество натрия. Хороший источник его — абрикосовый, персиковый и сливовый соки.
• Если у малыша анемия (понижен уровень гемоглобина в крови), предлагайте ему соки, богатые ви
тамином С, параллельно с пищей, насыщенной железом (или с препаратами железа), — это повысит ус
вояемость железа вдвое. Для такого крохи традиционные мюсли, обогащенные железом, лучше разво
дить соком, а не молоком, как это чаще всего делают мамы. Морковный, томатный, капустный соки са
ми служат хорошими источниками железа.
• Гиперактивность — очень распространенная проблема сегодняшних малышей. Принято считать, что она не связана с питанием. Однако родители гиперактивных детей совсем другого мнения. Они очень часто замечают, что исключение определенных продуктов из рациона заметно влияет на поведение малыша. Как правило, это продукты с химическими добавками: Красителями, ароматизаторами, подсластителями. Ясно, что соки промышленного производства часто попадают в эту категорию. Вывод: соки такому ребенку лучше делать самим.


РАЗВИТИЕ:





Идем к ортопеду

С каждым днем шаги вашего малыша становятся все увереннее. Правильно ли формируется походка крохи, нет ли нарушения формы ног и грудной клетки, родителям поможет определить врач-ортопед

Ноги. Распространено мнение, что у всех малышей кривые ножки. Выгнутые наружу ноги (О-образная деформация) действительно часто встречаются у детей первых лет жизни, однако заболеванием это не является. Тем не менее стоит сказать, что существуют и другие причины, способствующие искривлению ножек ребенка.

Наследственность. Некоторые особенности строения скелета многие из родителей обнаружат, если внимательно и непредвзято посмотрят на себя и своих ближайших родственников.

Рахит. Столь же актуальный фактор. При данном заболевании в организме изменяется обмен кальция и фосфора, из-за чего кости становятся более гибкими. Это в свою очередь может привести к деформации (изгибу) костей как под давлением мышц, так и в результате ретивости некоторых родителей. Нередко взрослые пытаются поставить малыша на ноги, невзирая на то, что опорно-двигательный аппарат ребенка пока не готов к вертикальным нагрузкам. Встречаются случаи, когда ножки крохи выглядят, как буква X. У таких малышей сильно увеличена нагрузка на внутренний край стопы, что способствует развитию плоскостопия.
Искривление ног может быть вызвано и редкой формой заболевания почек. К счастью, многое удается исправить. Главное — не упустить время, ведь форма ног и походка формируются в первые три года жизни. Такие методы лечебного воздействия, как массаж и лечение положением (специальные вкладки, исправляющие положение конечности), требуют индивидуального, а главное, профессионального подхода. Но многие элементы лечебной гимнастики, как показывает опыт, с успехом могут освоить и родители.

Стопы. У детей, едва начинающих ходить, ступни повернуты внутрь. Иногда это приводит к тому, что ребенок, пытаясь бежать, наступает сам себе на ножку и падает. Родителям не стоит отчаиваться, стопы примут нужное положение при ходьбе к трем-четырем годам.

Грудная клетка. Оказывается, она тоже способна изменять свою форму. Например, у малыша, которого не лечили от рахита, появляется вогнутая грудина. Воронкообразная деформация грудной клетки — это порок развития, при котором искривляется грудина и ребра. Небольшое искривление расценивается как косметический дефект, более значительное — потребует хирургического вмешательства.






Как приучить к горшку

Наступает время, когда родители в едином порыве со всеми родственниками и знакомыми начинают приучать ребенка к горшку. Для решения этой проблемы они прибегают к любым средствам и забывают об одном очень важном условии: ребенка невозможно научить чистоплотности он должен сам захотеть быть сухим и чистым.

"С тех пор как Иришке исполнился год, я сажаю ее на горшок каждый вечер перед тем, как уложить ее спать. Мы берем с собой книжку, иногда читаем, а иногда просто разговариваем".

"Вечером, после работы, у меня совершенно не остается времени, чтобы заняться воспитанием ребенка. Поэтому я оставляю его няне, и она сама придумывает всевозможные способы, чтобы приучит малыша к горшку".

"Мы стараемся часто говорить об этом, но у сына такой вид, как будто это его совершенно не интересует. Мы в полной растерянности: ведь ему уже два с половиной года".

Итак, возможно ли целенаправленно научить ребенка ходить на горшок, или малыш должен сам принять решение и сделать это тогда, когда ему это нужно?

Здесь нечему учиться
Потребность оставаться чистым и сухим возникает у ребенка сама по себе. Правда, обычно она следует за определенной стадией неврологического и психологического созревания. Сначала малыш должен научится ощущать наполненность кишечника и мочевого пузыря и произвольно напрягать и расслаблять мышцы, закрывающие и открывающие мочевой пузырь и прямую кишку. Только после этого он сможет ходить в туалет общепринятым способом.

После долгих размышлений о том, в каком возрасте малыши обычно садятся на горшок, педиатры и психологи пришли к интересному выводу. Оказывается, до тех пор пока ребенок не освоит навык хождения и не научится сам подниматься по лестнице и спускаться с нее, он не будет готов "принять" новые для него правила справления естественной нужды. Поэтому говорить о горшке, и тем более настаивать на нем, в 15 и даже в 18 месяцев абсолютно бесполезно. Например, во Франции в детских садах дети начинают ходить на горшок только между 20 и 24 месяцами. Это также можно объяснить и тем, что ребенок в этом возрасте уже понимает, чего от него ждут.

Никаких наставлений
Старайтесь быть справедливыми. Поймите, что, если малыш не хочет идти на горшок, это вовсе не означает того, что он плохой или грязнуля. И когда ребенок испачкал штанишки, он совершенно не нуждается в ваших упреках и устрашениях. Наоборот, ему хочется, чтобы его утешили и, главное, доверяли ему. Ведь в этом возрасте малышу бывает даже стыдно из-за того, что он не смог справиться со своим телом. Убедите его, что ничего страшного в этой ситуации нет, что вы действительно верите в то, что он быстро всему научится.

В каждой семье есть свои маленькие хитрости, помогающие малышу быстрее достичь поставленной цели. В нашем случае – быстрее привыкнуть к горшку. Поэтому посоветовать всем родителям придерживаться какой-либо единственно приемлемой стратегии невозможно.

Роль родителей и нянек на данном этапе заключается лишь в терпеливом ожидании. Именно такое поведение окружающих ребенка взрослых является для него лучшим стимулом. Ведь основная задача в процессе приучения к горшку заключается не в том, чтобы доставить удовольствие маме и папе. Малыш должен развиваться, руководствуясь своими ритмами, и не чувствовать при этом, что окружающие его взрослые сходят с ума. Когда давление, оказываемое на ребенка, становится слишком сильным, его единственно возможная реакция будет – это бунт…

Вы никогда не задумывались над тем, почему все взрослые стремятся содержать себя в чистоте? Ответ прост: это приятно и комфортно. Поэтому не торопите малыша, дайте ему возможность разобраться во всем самому. Как только испачканная, мокрая и раздраженная попка будет доставлять неприятные ощущения… он сам поспешит исправить это положение!

Конечно, иногда очень трудно сохранить спокойствие, особенно когда кажется, что ребенок специально "вредничает". Но нужно набраться терпения и держаться достойно, не принимая игру, которую предлагает вам малыш. Также можно подумать и о возможных причинах возникших неприятностей. Может, вы сами, даже не подозревая этого, произвели небольшое "форсирование событий"? В этом случае постарайтесь вернуться к нулю, объясняя ребенку, что ничего страшного не происходит, но это очень досадно, и в первую очередь для него…

Возложите на ребенка ответственность за его чистоплотность, помогите ему понять, что это не просто ваше навязчивое желание. Объясните, что так заведено для всех в нашем мире. Но не забывайте время от времени сочувствовать малышу: совсем непросто поменять свои привычки в одно мгновение!

Жизнью малышей в основном руководят родители. Именно они решают, когда он будет купаться, есть, спать, гулять... И зачастую у детей нет никакого права на выбор. Попытайтесь сделать так, чтобы, привыкая к горшку, они не смогли найти повода протестовать против всего того, что на них давит.

Учитесь делать все как можно естественнее. Конечно же самые терпеливые родители иногда теряют всякое терпение. Особенно в тех случаях, когда им кажется: ребенку уже достаточно лет, чтобы он привык к горшку! Или когда пора отдавать его в детский сад... А малыш никак не может понять, чего от него требуют, и совершенно равнодушно относится и к чистоте, и к яслям! Чтобы объяснить такое поведение ребенка, родители начинают задавать себе вопрос: "Может, это мы вели себя слишком безответственно и не смогли вовремя приучить ребенка к горшку?" - "Нет и еще раз нет, - уверяют психологи, - Просто еще не наступило время, когда малыш захотел бы стать чистоплотным".

Вначале словами "писать" и "какать" (или "пипи", "кака") ребенок сообщает, что эти действия уже выполнены. Затем эти же слова начинают обозначать желание или готовность совершить названные действия. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя услышали их, правильно истолковали и направили малыша в нужном направлении (т.е. к горшку).

Скорее всего, достаточно объяснить ребенку, почему все хотят, чтобы он делал именно так. Например, перед началом "учебного" года в детском саду можно рассказать малышу о том, что он уже взрослый, а "взрослые" его возраста ходят сухими и чистыми. Поэтому в первую очередь он сам будет чувствовать себя неловко... В этом возрасте ребенок способен испытывать смущение и стыд за свою неловкость перед окружающими его людьми. Но ни в коем случае не давите на ребенка и не употребляйте опасных аргументов типа: "Если ты не перестанешь носить подгузник, ты не пойдешь в детский сад!" А вдруг малыш и так не хочет туда идти, и теперь он вооружен таким сильным аргументом!

Если вы заметили, что малыш отстает в развитии, ему сложно даются такие физиологические навыки, как, например, хождение, речь, умывание, обратитесь к специалистам, детскому психологу или психотерапевту.

Помните, что иногда дети не хотят становиться взрослыми только потому, что им не хочется вырастать из привычного статуса младенца, которому все позволено. А приучение к горшку — это первое самостоятельное взрослое действие.

Наконец, вместо того чтобы постоянно говорить о горшке, гораздо полезнее развивать общие двигательные функции ребенка, его ловкость. Пусть поплещется в воде, поиграть с глиной, приготовит вкусный пирог с мамой… Есть столько полезных игр, которые помогут понять ребенку, что такое чистоплотность, и "сделают" это лучше, чем все разумные доводы и внушения.

Несколько советов
- Очень важно правильно выбрать местонахождение горшка. Он должен быть всегда в распоряжении ребенка и при этом оставаться в туалетных комнатах. Кроме того, необходимо выбрать устойчивую модель. Можно предложить малышу специальное сиденье, которое надевается на крышку обычного унитаза.
- Помните, что переходный этап под названием "грязные штанишки" не так уж бесполезен. Он позволяет малышу понять, что происходит, когда он случайно испачкался. Особенно важно узнать это ощущение детям, которые с рождения "пользовались" подгузниками последнего поколения. Откажитесь от использования подгузников, дайте возможность малышу ощутить себя мокрым. Но, конечно, такие опыты лучше проводить в теплую погоду.
- Очень подробно расскажите ребенку, какие процессы происходят в его организме. Многие детишки боятся своих испражнений, потому что они думают, что это одна из составных частей, которая почему-то отвалилась! А некоторые мальчики могут даже найти сходство со своим половым органом. Чтобы этого не происходило, им очень важно ваше разъяснение. Необходимо объяснить малышу, что все то, что остается в горшке, имеет отношение к съеденной пище, в которой больше не нуждается организм. И что так происходит у всех, даже у животных. Можно, например, сказать, что после еды животик возвращает обратно то, что он не захотел съесть. Такие разъяснения необходимы всем детям. Так можно избежать хронических запоров, которые часто развиваются, когда ребенок очень старается оставаться чистым или боится расстаться с тем, что находится внутри.
- Многие малыши очень гордятся своими "успехами", которые появляются после посещения туалета. И очень обижаются, если взрослые смотрят на это с отвращением или безразличием. Помните, что в этом возрасте дети склонны переносить на себя отношение к их горшку.
- Старайтесь трезво относиться к успехам ребенка и не перехваливайте его. Соблюдение правил чистоплотности все-таки нельзя назвать подвигом. Бурная радость и гордость могут показаться ребенку поводом бросить вам вызов, а иногда малыш может даже увлечься этой игрой. Он должен понять, что делает это прежде всего для себя.
- И, наконец, нет вторжениям в личную жизнь! С тех пор как ребенок начнет "уважать" горшок, предоставьте ему возможность самому контролировать процесс. Это первое личное, интимное дело ребенка. Смиритесь с тем, что половина того, что должно было попасть в горшок, попадает за его пределы! Не возражайте, если малыш захочет снять ботиночки, штанишки и трусики только для того, чтобы пописать. И если он отказывается от вашей помощи, не вмешивайтесь.

Основные даты
- В 15 месяцев малыш в состоянии рассказать родителям, что он испачкал штанишки.
- В 18 месяцев он начинает интересоваться своим горшком и в какой-то момент решается на него сесть (иногда даже с каким-нибудь результатом).
- Между 2 и 2,5 годами ребенок учится оставаться сухим днем и очень редко - ночью.
- Примерно в 2,5 года он самостоятельно (без посторонней помощи) садится на унитаз с или без сидения для детей, но пока не может сам вытереть себе попу.

Правильно - неправильно
- Если малыш занят игрой то вряд ли он отвлечётся, чтобы сходить в туалет - Правильно
В этой ситуации можно попробовать два варианта. Первый: постарайтесь объяснить ребенку, что вы понимаете, как ему не хочется прерывать игру, чтобы сделать это. И второй, более авторитарный: вы встаете в позу и заставляете его пойти на горшок... Пусть примет решение самостоятельно!

- После появления на свет брата или сестры у старшего может наблюдаться "откат назад - И правильно и неправильно
В такой ситуации ребенок часто боится, что мама перестала им интересоваться. Возникает чувство ревности, боязни. Малыш не хочет становиться взрослым, так как понимает, что младенцу прощается больше. Не поощряйте его хитрости и напомните ему, что статус "большого" более привлекателен и достоин большего уважения. Классический вариант: ребенок снова начинает делать в штанишки, увидев свою маму беременной. Возможно, это происходит потому, что ему кажется, что все дети делают именно так! Постарайтесь доказать ребенку, что вы любите его и что его самостоятельность не означает отрыва от родителей.

- Ночная чистоплотность следует за дневной - Правильно
Малыш, остающийся сухим днем, старается оставаться чистым и ночью тоже. Но до 5 - 6 лет не нужно волноваться, если ночью с ребенком случились неприятности.

- Если выбросить все подгузники, то процесс пойдёт быстрее - Неправильно
Так вы не сможете помочь малышу понять, что такое чистоплотность. Напротив, к 3,5 годам вы можете предложить ребенку самому "управлять" запасами подгузников, чтобы он мог надевать их, например, перед сном. Но обязательно проконтролируйте, чтобы утром малыш снял подгузник и отнес его в помойное ведро. Тогда желание продолжить вечернее "баловство" отпадет.

- Ночью можно разбудить ребёнка, чтобы он сходил в туалет - Неправильно
Обычно это ни к чему не приводит. Мы ведь стараемся не к тому, чтобы кровать оставалась сухой, а к тому, чтобы ребенок научился либо сдерживать себя всю ночь, либо просыпаться и идти в туалет без чужой помощи. Однако можно помочь ребенку разобраться со своими желаниями, если он начал беспокоиться во сне. Спросите его, не на горшок ли он хочет, и направьте его в нужную сторону. И ни в коем случае не лишайте малыша питья за ужином или перед сном.







Показатели физического развития

Показатели роста для мальчиков (см).

Возраст Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
0мес. 44-45 46-47 48-51 52-53 54-55
1мес. 45-48 49-50 51-56 57-58 59-60
2мес. 50-52 53-54 55-59 60-61 62-63
3мес. 54-55 56-57 58-62 63-64 65-66
4 мес. 55-56 57-59 60-65 66-67 68-70
5 мес. 58-59 60-61 62-67 68-70 71-72
6 мес. 59-61 62-63 64-69 70-71 72-74
7 мес. 60-61 62-64 65-70 71-73 74-75
8мес. 64-65 66-67 68-72 73-74 75-76
9мес. 64-65 66-67 68-73 74-75 76-77
10мес. 64-65 66-68 69-75 76-78 79-81
11мес. 65-67 68-70 71-76 77-79 80-82
12мес. 67-69 70-71 72-77 78-80 81-82

Показатели роста для девочек (см).

Возраст Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
0мес. 44-45 46-47 48-51 52-53 54-55
1мес. 45-48 49-50 51-56 57-58 59-60
2мес. 50-52 53-54 55-59 60-61 62-63
3мес. 54-55 56-57 58-62 63-64 65-66
4 мес. 55-56 57-59 60-65 66-67 68-70
5 мес. 58-59 60-61 62-67 68-70 71-72
6 мес. 59-61 62-63 64-69 70-71 72-74
7 мес. 60-61 62-64 65-70 71-73 74-75
8мес. 64-65 66-67 68-72 73-74 75-76
9мес. 64-65 66-67 68-73 74-75 76-77
10мес. 64-65 66-68 69-75 76-78 79-81
11мес. 65-67 68-70 71-76 77-79 80-82
12мес. 67-69 70-71 72-77 78-80 81-82

Показатели массы тела для мальчиков (кг).

Возраст Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
0мес. 2,165-2,619 2,620-3,074 3,075-3,985 3,986-4,440 4,441-4,895
1мес. 2,400-3,039 3,040-3,679 3,680-4,960 4,961-5,600 5,601-6,240
2мес. 3,010-3,769 3,770-4,529 4,530-6,050 6,051-6,810 6,811-7,570
3мес. 4,090-4,814 4,815-5,539 5,540-6,990 6,991-7,715 7,716-8,440
4 мес. 4,640-5,384 5,385-6,129 6,130-7,620 7,621-8,365 8,366-9,110
5 мес. 5,425-6,224 6,225-7,024 7,025-7,825 7,826-8,625 8,626-9,425
6 мес. 5,630-6,269 6,270-7,989 7,990-8,770 8,771-9,550 9,551-10,330
7 мес. 6,600-6,899 6,900-8,109 8,120-10,030 10,031-11,140 11,141-12,250
8мес. 6,520-7,499 7,500-8,479 8,480-10,440 10,441-11,420 11,421-12,400
9мес. 6,935-7,519 7,520-8,704 8,705-11,075 11,076-12,260 12,261-13,445
10мес. 6,980-8,104 8,105-9,229 9,230-11,480 11,481-12,605 12,606-13,730
11мес. 7,115-8,499 8,500-9,484 9,485-11,455 11,456-12,440 12,441-13,425
12мес. 7,200-8,234 8,235-9,449 9,450-11,880 11,881-13,095 13,096-14,310

Показатели массы тела для девочек (кг).

Возраст Низкий Ниже-среднего Средний Выше- среднего Высокий
Новорожденный 2,010-2,449 2,450-2,889 2,890-3,770 3,771-4,210 4,221-4,650
1мес. 2,518-3,061 3,062-3,605 3,606-4,694 4,695-5,238 5,239-5,782
2мес. 3,330-3,889 3,890-4,449 4,450-5,570 5,571-6,130 6,131-6,690
3мес. 4,335-4,914 4,915-5,494 5,495-6,655 6,656-7,235 7,236-7,815
4 мес. 4,165-4,959 4,960-5,754 5,755-7,345 7,346-8,140 8,141-8,935
5 мес. 4,505-5,464 5,464-6,424 6,425-8,345 8,346-9,305 9,306-10,265
6 мес. 5,200-6,124 6,125-7,049 7,050-8,900 8,901-9,825 9,826-10,750
7 мес. 5,400-6,349 6,350-7,290 7,300-9,200 9,201-10,150 10,151-11,100
8мес. 5,050-6,549 6,550-7,349 7,400-9,450 9,451-10,550 10,551-11,650
9мес. 6,250-7,259 7,260-8,269 8,270-10,290 10,291-11,300 11,301-12,310
10мес. 6,475-7,824 7,825-8,374 8,375-10,875 10,876-12,225 12,226-13,175
11мес. 7,405-8,204 8,205-9,004 9,005-10,905 10,906-12,405 12,407-13,370
12мес. 7,550-8,314 8,315-9,100 9,101-11,210 11,211-12,575 12,576-13,575

Hosted by uCoz